Виды морских судовых трапов

Устройство судна

С целью безопасного захода на борт судна, а также выхода с него применяются судовые трапы. Также их применяют для перемещения внутри судна: доступа в помещения, для связи между палубами.

Трапом на судне называется стационарная лестница, которая используется  для сообщения между помещениями, отсеками, палубами судна, берегом.

При этом различают «сходни» — нестационарная судовая лестница, — и «полутрап» — небольшая перемещаемая лестница, помогающая лоцману подниматься на планширь фальшборта или спускаться с него на палубу.

Судовые трапы: а - жесткие вертикальные; б - скоб-трапы; в - оснастка трапа; г - штормтрап
Судовые трапы: а — жесткие вертикальные; б — скоб-трапы; в — оснастка трапа; г — штормтрап

Характеристики судовых трапов

Различают несколько типов:

  1. внутренние;
  2. внешние;
  3. подвесные;
  4. военно-морские трапы.

Все типы трапов должны соответствовать нормативам, которые приведены в таблице ниже:

Тип Наименование Конструкция ступенек Исполнение
1 Наклонный трап Фланцевая 1-ф
1-2ф
Решетчатая 1-р
Непрерывная 1-н
Двухпрутковая 1-дп
Трехпрутковая 1-тп
1-2тп*
2 Вертикальный трап Однопрутковая 2-п
2-2п*
Двухпрутковая 2-дп
2-2дп*
Трубчатая 2-т
3 Ступенька скоб-трапа Прутковая 3-п
3-2п
Трубчатая 3-т
* Конструкторская документация для исполнений 1-2тп, 2-2п, 2-2дп разрабатывается по заявкам предприятий.

Данные стандарты не распространяются на местные и специальные трапы, которые встроены в конструкции судна.

Внутренние и внешние трапы корабля связывают между собой палубы корабля. Также их подразделяются на наклонные и вертикальные. Наклонные трапы используются для перехода с одной палубы на другую или между отделениями судна. Внутренняя и внешняя наклонные лестницы похожи по конструкции.

Углы наклона лестниц на судне в обязательном порядке регулируются требованиями безопасности и зависят от ширины трапа, высоты и количества ступеней. Поверхности ступеней нескользящие и их легко мыть. В машинных отделениях судна применяют решетчатые ступеньки. Все лестницы на судне оснащают поручнями, одним или двумя в зависимости от области их применения.

 

Ступени трапов бывают двух типов: жесткие и подвижные. Если лестница имеет подвижные ступени, то такие ступени принимают горизонтальное положение в зависимости от угла наклона по отношению к горизонту. Для удобства перемещения по трапам зафиксированные ступени имеют специальную форму.

Жесткие вертикальные

С помощью таких лестниц пассажиры и члены экипажа могут попасть на верхнюю палубу или в грузовой трюм. Такие трапы представляют собой две металлические стенки с приваренными к ним ступенями. Согласно регламенту расстояние между ступенями в таких лестницах должно составлять тридцать сантиметров. Ступени изготовлены из квадратного прутка во избежание соскальзывания при передвижении людей по ним.

Жесткие вертикальные и скоб-трапы

Скоб-трапы

Это вертикальные или почти вертикальные ступени из стальных скоб, изготовленных из квадратного прутка, без поручней и тетивин. Обычно устанавливаются на мачтах, сходах в шахты, дымовых трубах и грузовых колоннах. Ширина скобы должна составлять не менее 250 мм, а глубина не менее 150 мм.

Скобы круглой формы запрещено использовать при изготовлении таких трапов, так как с них соскальзывает нога.

Забортный трап

Для того чтобы покинуть борт корабля или войти на него, применяется забортный трап. Такие стационарные лестницы изготавливают как правило из легких металлов и монтируют по одной с каждой стороны судна.

Забортный трап представляет собой две стенки между которыми закрепляются металлические ступени. Ступени шириной от 16 сантиметров и более устанавливаются на расстоянии около 25 сантиметров. Согласно требованиям техники безопасности длина, марша трапа не должна превышать 10,5 м.

Забортный трап

Наклонные трапы

Конструкция наклонных трапов также состоит из двух стенок и ступеней между  ними, расположенных на определенном расстоянии в зависимости от назначения трапа. Наклонные трапы состоят из одного или нескольких маршей.

Одномаршевый трап

Одномаршевый трап состоит из следующих элементов:

  1. Ступени
  2. Тетивы
  3. Платформы (или платформа и поворотная ступень)
  4. Ограждения
  5. Каток

Трап имеет две платформы, одна из которых находится внизу, а вторая посередине лестницы. К верхней палубе такой трап крепится с помощью шарнирного соединения. Такое соединения позволяет ставить трап не только вертикально или горизонтально, но выбрасывая за борт.

В горизонтальном состоянии платформа поддерживается примерно на одном уровне с палубой двумя шарнирными опорами, поддерживаемыми сбоку от судна.

Для удобства транспортировки трапа по причалу нижняя часть его имеет специальный каток. Также он позволяет предотвратить удары трапа о борт судна. Решетчатые поворотные ступени и площадки защищают от скольжения по ним.

По длине всей длине марша устанавливают поручни и леерные ограждения для предотвращения падения с лестницы. Ограждения устанавливаются с помощью специальных отверстий на внешней стороне стенок трапа, куда монтируются стойки с металлическими кольцами наверху. Через эти кольца затем просовывают тросы ограждения, изготовленные из растительных или синтетических волокон.  По верху стоек проходят общие поручни.

Стойки могут заваливаться вдоль тетив трапа. Для того чтобы трап не мешал во время движения судна его закрепляют в специальной нише, которая сделана во фальшборте специально под размер трапа. Привод для приведения трапа в рабочее положение может быть ручной или электрический.

Штормтрап

Это гибкая лестница, которая состоит из двух крепких тросов и перекладин между ними. Такие перекладины называют балясины. Для того чтобы такой трап не закручивался, каждая пятая, а затем каждая девятая перекладина длиннее остальных. Балясины изготавливаются из твердых пород  дерева и располагаются на расстоянии 30 сантиметров друг от друга. Через отверстия в средней части балясин пропущен центральный трос. Штормтрапы обязаны проходить ежегодную проверку на пригодность к использованию, а также должны иметь сертификат соответствия. Существуют несколько видов штормтрапов:

  1. Посадочные
  2. Лоцманские
  3. Обиходные

Для безопасного доступа в спасательные шлюпки в месте, где они расположены организуют посадочные штормтрапы. Длина штормтрапа равна расстоянию от шлюпочной палубы до ватерлинии при наименьшей осадке судна, неблагоприятных условиях дифферента и крене судна не менее 15 градусов на любой борт. Такие трапы необходимы не только во время спасательной операции, но и во время проведения учений.

Штормтрап

Схожую конструкцию имеют лоцманские штормтрапы, с одним лишь отличием — фальшбортный трап. Длина такого трапа составляет от трех до девяти метров. Он предназначен для высадки и посадки лоцмана на борт корабля. Такая лестница, как и все остальные штормтрапы имеют две удлиненные распорки (ступени) для предотвращения скручивания. Помимо этого несколько нижних ступеней изготовлены из металла и покрыты резиной для предотвращения скольжения. Согласно регламенту, рядом с лоцманским трапом находится линь для подъема на борт личных вещей лоцмана, а также спасательный круг.

Для проведения работ по обслуживанию и ремонту судна за бортом используют обиходные штормтрапы.

Запрещается пользоваться штормтрапом, если:

  1. Нет бирки с номером и датой испытания на трапе;
  2. Одна из тетив повреждена;
  3. Ступени не параллельны друг другу;
  4. Отсутствие ступеней, трещины в ступенях;
  5. Нижняя ступень не достает до водной поверхности, причала или шлюпки.

Требования безопасности

При установке трапов на борту судна руководствуются основными требованиями безопасности. Так угол наклона для наклонных трапов не должен превышать 50 градусов в жилых и служебных помещениях, и 55 градусов в производственных помещениях и на палубах. На малых судах угол наклона может быть увеличен на 5 градусов, если площадь не позволяет установить согласно нормативам.

Также существуют нормы установки различных видов трапов в соответствии с типом судна. Например, трапы с трубчатой ступенькой можно монтировать только на малых судах и быстроходных катерах.

Если длина трапа составляет более 4-х метров для речного судна или 6-и метров для морского, то на них следует установить промежуточные площадки. Для предотвращения скольжения ступеньки трапа должны быть оснащены рифлёными планками.

Также, в соответствии с требованиями безопасности внизу и вверху трапа должны быть установлены свободные площадки длиной 60-80 сантиметров, в зависимости от типа трапа.

Перед тем как  спустить вниз забортный трап необходимо убедиться в его исправности. Запрещено использование дефектных трапов: с погнутыми ступенями, отсутствующими ступенями и прочее.

Техника безопасности при перемещении по забортным трапам запрещается скопление более двух человек на одной площадке.  Во время приливов и отливов нижняя площадка забортного трапа может смещаться, необходимо контролировать ее положение.

Екатерина Валерьевна Иванова
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Корабли и лодки, реки и моря
Добавить комментарий