Буксировка водного транспорта: правила, инструкции, техника безопасности

Буксировка судов

Буксировка судов – это транспортировка несамоходных судов  с помощью буксиров — самоходных судов. Такой караван судов называют буксирным, а несамоходную часть каравана — буксирным составом.

Тяга судов осуществляется при помощи буксирного троса. Для регулирования длины буксирного троса устанавливается автоматическая буксирная лебедка.

Безопасность и успех операции, которая часто проходит в сложных условиях, зависят от того, насколько грамотно будет намотан буксирный трос, насколько хорошим будет управление судами. Буксировка может быть простой, когда буксир тянет одно буксируемое судно, и сложной, когда несколько буксируемых судов следуют за буксиром или несколько буксиров тянут одно большое плавучее сооружение.

Способы буксировки

Существует три способа:

  • Когда буксируемое судно следует за кормой буксира, — кильватерный способ. Метод чаще всего используется для буксировки небольших судов. При использовании этого метода буксируемые суда могут состоять из одной, двух, трех или даже четырех колонн в кильватере. Однако буксировка несколькими колоннами может быть осуществлена без аварии только в хорошую погоду и на короткие расстояния.
  • Когда оба судна расположены бок о бок – буксировка лагом. Используется в основном в ограниченных акваториях, где маневрирование затруднено, и при отсутствии волнения.
  • Буксировка толканием. Для такой буксировки необходимы специальные устройства на носу буксира и на корме толкаемого судна. В основном используется в относительно спокойных водах при перевозке грузов.

Буксировка судна

При наличии волн и сильных ветров буксируемые суда легко сбиваются в кучу и сталкиваются. Если судов немного (2-5), то их можно буксировать «веером» на небольшое расстояние и в хорошую погоду. В этом случае каждое судно соединяется с буксиром, и длина каждого троса регулируется таким образом, чтобы буксируемые суда не оказывались бок о бок.

Важно! Во время буксировки в штормовых условиях рыскливость судов увеличивается.

Буксировка — очень сложная операция, требующая практического опыта, внимания и осторожности со стороны шкиперов буксира и буксируемого судна. Во всех случаях буксирный караван обладает худшей маневренностью и меньшей скоростью, чем при свободном плавании отдельных судов. И самое главное, караван гораздо более чувствителен к воздействию природных сил, чем одиночные суда.

Буксирное снаряжение

На каждом судне необходимо иметь буксирный трос, устройства для его крепления к корпусу и подачи, спусковые крюки, кранцы, амортизационный материал (брезент, маты, бруски, доски) для защиты его от натирания.

Буксирный трос

Для буксировки используются растительные, синтетические и стальные тросы, а в некоторых случаях и якорные цепи. Из растительных кабелей лучше всего подходят манильские и кокосовые кабели. Они не тонут в воде, мало намокают, эластичны, легки, не подвержены разматыванию и быстрее сохнут. Синтетические кабели намного прочнее (как минимум в 2-3 раза) растительных, обладают высокой эластичностью, легки и абсолютно водонепроницаемы, но их необходимо тщательно защищать от трения.

Гибкий стальной трос обладает высочайшей прочностью — он намного тоньше, легче и долговечнее. Однако стальной трос не является эластичным и портится от резких изгибов, которые вызывают образование на нем завитков или скручиваний. Поэтому вязать узлы на стальном буксире не рекомендуется.

Якорные цепи прочнее любого троса, но они имеют большой вес и их эластичность равна нулю, однако под действием собственной силы тяжести якорные цепи получают значительное провисание, что хорошо гасит рывки, возникающие при буксировке.

Если в качестве буксира устанавливается стальной трос, то в этот трос обязательно вводится промежуточный амортизатор из растительного или синтетического троса. При коротком жестком буксирном тросе и отсутствии амортизатора для уменьшения рывков рекомендуется подвешивать к буксирному тросу груз, например, пучок якорной цепи или якорь.

Якорные цепи

Правильный выбор размеров (толщины и длины) имеет большое значение для успеха буксировки. При выборе толщины (диаметра) троса основным фактором является мощность буксира: чем она больше, тем больше должен быть диаметр троса.

Минимальная длина троса должна быть такой, чтобы судно находилось вне действия струй воды от винта буксира и имело свободу маневра, а максимальная — для обеспечения движения по волнам без сильных рывков. Как правило, для небольших судов минимальная длина троса должна быть равна 2-3 длинам корпуса буксируемого судна. Следует помнить, что чрезмерно длинный кабель может волочиться по дну на небольшой глубине или слишком сильно провисать и значительно увеличить сопротивление воде.

Диаметр и длина троса зависят от скорости буксировки, количества судов в караване и других причин.

Важно! На подходе к месту отдачи буксира скорость движения каравана должна сбавляться до минимальной или движение должно остановиться.

Брага — высокопрочный стальной трос или цепь, которые служат для крепления буксирных приспособлений на судах без буксирных устройств или с устройствами недостаточной мощности. Обычно брага используется при вытаскивании судна на берег или при снятии судна с мели и в тех случаях, когда на буксируемом судне нет достаточно прочных и надежных приспособлений для крепления буксирного троса.

Как правило, брага охватывает весь корпус судна ниже уровня верхней палубы или его надстройку вдоль всего периметра. Иногда её обводят также вокруг комингсов люков. Для поддержания браги у бортов используются специальные петли из троса — серьги.

Крепление буксира за брагу на буксируемом судне
Крепление буксира за брагу на буксируемом судне:

  1. проводник;
  2. якорная скоба;
  3. скобы-зажимы;
  4. брага;
  5. деревянные брусья на углах комингса люка;
  6. такелажная скоба;
  7. струбцины;
  8. буксирный трос

Подготовка к буксировке

Если условия предстоящей длительной буксировки ожидаются сложными (пересечение открытой воды, сильные волны), то рекомендуется полностью или частично огибать буксируемые маломерные суда, т. е. плотно и надежно закрывать все или часть отверстий, выходящих на палубу, закрывать кокпит чехлом.

При частичной конвертовке на борту буксируемого судна имеется минимум экипажа (для управления и контроля над буксирным тросом), а при полной, когда все люки и двери закрыты — судно буксируется без экипажа. Если буксировка осуществляется обычным судном (катером, яхтой и т.д.), желательно, чтобы это судно имело водоизмещение примерно в полтора раза больше, чем буксируемое.

При сложной буксировке самое большое и тяжелое из буксируемых судов ставится первым за буксиром, а в конце — самое маленькое. Если сделать наоборот, то при остановке каравана задние суда с большей инерцией будут наваливаться на передние, а в начале движения и на волне растаскивать передние суда. Если трос в караване подается с корабля на корабль, то устройства и весь корпус переднего должны нести дополнительную нагрузку.

Буксируемые суда ни в коем случае не должны иметь крена и дифферента на носу, чтобы исключить рыскание.

Подготовка к буксировке

Правила крепления буксирного троса

Когда используется кильватерный способ, с первого судна, следующего за буксиром, подается трос на буксир, со второго судна подается трос на первое судно, с третьего — на второе и т.д. Недостатком этого способа является, во-первых, то, что суда впереди испытывают слишком большие дополнительные нагрузки от тяги судов сзади, в то время как прочность их корпуса и устройств может быть недостаточной. Во-вторых, ни одно из судов, кроме заднего, не может выйти из каравана, не остановив буксир и не переложив трос. Поэтому этот метод подходит только для короткой буксировки в благоприятных погодных условиях.

Более удобный и надежный способ буксировки кильватерной колонной. Каждое из буксируемых судов прикреплено к этому общему кабелю своим относительно коротким кабелем на некотором расстоянии друг от друга и с разных сторон.

В третьем способе, используемом для буксировки на большие расстояния, общий буксир прикрепляется с помощью шланга к первому судну и последовательно передается другим судам каравана для аналогичного крепления.

Буксировка кильватерной колонной

При буксировке лагом, если оба судна примерно одинаковой длины, один конец буксира подается от носа буксира к корме буксируемого, другой — от носа буксируемого к корме буксира, т. е. крест-накрест. Кроме того, в носовой и кормовой частях оба судна соединены непосредственно прижимными швартовами. Если одно из судов намного больше другого, буксирные концы подаются с носа и кормы меньшего судна соответственно на нос и корму большего судна, а затем меньшее судно с носа и кормы подает швартовные тросы непосредственно на большее судно. Во всех случаях надежные кранцы вывешиваются между бортами судов.

Помните: когда буксир останавливается, буксируемое судно продолжает двигаться.

Если нужно взять кого-то на буксир на обычной лодке, яхте или подобном судне, нужно помнить следующее:

  • Для улучшения управляемости буксиром буксирный трос крепится как можно ближе к середине судна (т. е. к его центру тяжести) и в диаметральной плоскости.
  • Усилие от натяжения буксирного троса пытаются распространить на как можно большее количество точек корпуса.
  • Буксирный трос крепится как можно ниже, чтобы избежать опрокидывания буксира.

Эти условия в равной степени применимы к креплению буксира на буксируемом судне.

Взятие на буксир

Можно взять на буксир судно, которое стоит у стенки на швартовых, стоящее на якоре, дрейфующее или движущееся с небольшой скоростью.

Взятие на буксир дрейфующего судна

Если буксируемое судно стоит у стены, буксир приближается к ее внешней стороне или стоит впереди вдоль стенки. При отходе и освобождении швартовных тросов буксир плавно отводит буксируемое судно от стенки. Трос вытравливается постепенно, по мере его натяжения, чтобы он ни в коем случае не попал под гребной винт буксира. Буксир запускается с самой низкой скоростью. Когда трос натянут, он останавливает движение, а затем снова дает самый малый ход и постепенно, избегая рывков, увеличивает его до необходимой скорости. Также необходимо снизить скорость и максимально плавно останавливать движение.

Если судно стоит на якоре и погода безветренная, судно может вплотную подойти к нему со стороны, противоположной той, с которой был брошен якорь, и стать лагом. После того, как буксирный трос проложен и закреплен, буксируемое судно снимается с якоря.

Беря на буксир дрейфующее судно, следует учитывать, что трос легче всего подавать по ветру. Следовательно, если буксирный трос подается от буксира, то он должен идти с наветренной стороны дрейфующего судна и наоборот — с подветренной стороны, когда трос подается дрейфующим судном. В свежую погоду, когда подход обоих судов становится опасным, лучше всего переносить буксирный трос с помощью направляющей с привязанным к нему плавучим предметом. В этом случае проводник буксируется против ветра от дрейфующего судна таким образом, что под действием ветра и волн он приближается к ветру.

Взятие на буксир в сильный шторм

При перемещении буксирного троса из стороны в сторону необходимо следить за тем, чтобы он был окружен снаружи кожухами, рельсами и т. д. И ни в коем случае не попадал под гребной винт.

Буксировка

Если на буксируемом судне используется собственный буксирный трос, необходимо его заранее закрепить и подготовить к передаче на буксир, разложив по палубе длинными рукавами и привязав к нему при необходимости бросательный конец и направляющий трос. Если трос подводится от буксира, буксируемое судно должно быть готово к его приемке и немедленному креплению: на палубе нужно иметь бросательный конец, отпорные крюки и якорь-кошку, заранее уложить местную брагу (если собираетесь использовать).

Если буксируют с хода, то для успешного выполнения этого маневра необходимо заранее лечь на параллельный курс, и приблизиться на расстояние, позволяющее переброс троса, хотя бы с помощью бросательного конца. При этом разница в скорости обоих судов должна быть минимальной.

Управление при буксировке

Перед выходом в море для буксировки на дальнее расстояние необходимо составить предварительный план перехода и предусмотреть возможность укрытия каравана в промежуточном пункте в случае шторма. Прогноз погоды уточняется непосредственно перед выходом. Если он неблагоприятен для буксировки (шторм, сильная зыбь, туман и т. д.), выход каравана следует отложить.

С началом буксировки на судах устанавливается постоянное взаимное наблюдение.

Основной и страховочный буксирные тросы

Скорость буксировки зависит в основном от погодных условий, прочности буксирного троса, надежности его крепления и технического состояния буксируемого судна. Необходимо максимально плавно изменять скорость движения каравана. Повороты тоже должны быть плавными, во время которых скорость обязательно снижается. Буксируемое судно начинает разворот позже буксира, стараясь держаться по внешней дуге кильватерной струи, чтобы не препятствовать развороту буксира.

Внимание! Движение начинают только после того, как буксирный трос подан, выбран и закреплен на обоих судах. Этот момент является ответственным и опасным.

Усложняют операцию волны. Даже в безветренных условиях зыбь ухудшает управляемость судов, способствует появлению резких рывков буксирного троса, снижает скорость движения каравана. Совместное воздействие ветра и волнения влечет за собой самые большие осложнения. Когда на переправе ветер усиливается до штормовой силы, лучшее решение — увести караван в укрытие. Безопасность судов и безопасность буксирных тросов не должны подвергаться риску при движении одним курсом, поскольку обрыв тросов в штормовую погоду может привести к полной потере оторвавшихся судов.

Иногда изменение начального курса каравана по отношению к ветру помогает облегчить буксировку. Как правило, буксирный караван легче всего переносит кратковременный шторм. Поэтому, если позволяют обстоятельства, можно идти по курсу фордевинд или бакштаг и двигаться с небольшой скоростью. В другом случае может оказаться целесообразным двигаться курсом с боковым бейдевиндом, опять же с небольшой скоростью.

Судно в шторм

Хуже всего, если караван застигнет шторм у наветренного берега. Если движение против ветра невозможно, единственное правильное решение — оснастить конец буксируемого троса якорем и поставить ему стопорный якорь вместе с собственными якорями буксируемых судов, которые помогут им удержаться на месте.

Заход на мель

Когда буксируемое судно садится на мель, буксирный трос немедленно вытравливается и курс останавливается. При посадке буксира устанавливается полный ход и руль перемещается для направления потока воды от гребного винта таким образом, чтобы нос наклоняющегося буксируемого судна отбрасывал с кормы в сторону.

На буксируемом судне, когда оно садится на мель, буксирный трос немедленно травят или отдают, а когда буксир садится на мель, якорь опускается со стороны, противоположной положению кормы буксира, цепь захватывается и затем задерживается, что позволяет избежать перегруженности буксира.

Посадка на мель

Меры безопасности при работе с буксирными тросами

Для предотвращения аварий экипажи судов должны соблюдать элементарные правила безопасности.

Перед подачей бросательного конца его необходимо разложить по деке. Бросают его только после крика «Берегись!»

При подготовке к подаче буксирный трос необходимо заранее расстелить по палубе длинными рукавами. Во время его подачи и травления и во всех остальных случаях внутри кабельных шлангов не должно находиться людей. Нарушение этого правила неоднократно приводило к очень серьезным травмам.

При передаче или приеме буксирного троса он запускается только в рабочем кипе или клюзе.

Не держите быстро вытравливающийся трос руками или ногами.

Если возникнет необходимость потравить трос из бухты, нужно сбросить шланги перед собой.

При надевании буксирного троса на стопор и при отдаче стопора нельзя находиться впереди по направлению натяжения стопора и ближе 1 м от места его наложения.

Выбирая или протравливая трос, нужно держать ходовой конец, не приближаясь к кнехтам или барабану лебедки ближе 1 м.

Сигнал о начале буксировки может быть подан только после подтверждения того, что буксирный трос закреплен.

Во время буксировки запрещается находиться вблизи буксирного троса и места его крепления.

Когда буксирный трос срабатывает, нельзя стоять впереди в направлении его натяжения.

Саламатова Анна

Образование: ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова», ф-т Менеджмента. Доцент кафедры Коммерческой эксплуатации водного транспорта. Специальность: Внешнеторговые операции на водном транспорте, фрахтование.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Корабли и лодки, реки и моря
Добавить комментарий