Непотопляемость и запас плавучести судна

Безопасность на судне

Способность корабля сохранять плавучесть и необходимую остойчивость при затоплении одного или нескольких отсеков из-за повреждения корпуса называется непотопляемостью судна.

Результатом затопления может стать увеличение осадки, появление крена и дифферента, а также снижение остойчивости. Снижение остойчивости наиболее опасно, так как может привести к опрокидыванию судна, которое происходит мгновенно и сопровождается, как правило, большими человеческими потерями. Потеря плавучести из-за увеличения осадки происходит медленно, что дает возможность бороться за непотопляемость и принимать меры по спасению людей на борту.

Непотопляемость гражданских судов регулируется Правилами Регистра СССР, в которых говорится о предельной длине отсеков и распределении поперечных водонепроницаемых переборок.

Метод расчета непотопляемости
Метод расчета непотопляемости

Существует 2 метода расчета непотопляемости: метод приема груза и метод постоянного водоизмещения. В первом методе вода, попавшая в судно в результате повреждения, считается полученным жидким грузом. Этот метод используется для отсеков, которые закрываются сверху ниже ватерлинии палубой или платформой. Во втором методе вода, попавшая в отсек, считается забортной водой, а заполненный ею объем исключается из подводного объема судна. Метод применяется для отсеков, открытых вверху и сообщающихся с морской водой, когда количество воды в отсеке зависит от места посадки судна.

Общие понятия непотопляемости

Поступление забортной воды в корпус судна в результате его повреждения или умышленного затопления отсеков приводит к изменению характеристик плавучести и остойчивости, управляемости и движущей силы. Перераспределение сил плавучести по длине судна вызывает дополнительные напряжения в корпусе, которые в то же время должны сохранять достаточную прочность. Кроме того, решение задачи обеспечения непотопляемости судна влияет на ряд очень важных технических и эксплуатационных показателей.

Классификация пробоин:

Пробоина Площадь м2
Малая До 0,05
Средняя 0,2
Большая 2
Очень большая Более 2

Нагрузка воды на переборку:
Нагрузка воды на переборку

  1. главная палуба;
  2. па­луба твиндека;
  3. упоры;
  4. переборка;
  5. двойное дно

В процессе расчета непотопляемости определяется посадка судна и остойчивость после затопления одного или нескольких водонепроницаемых отсеков. Если выясняется, что аварийный крен, минимальная высота поврежденного надводного борта и остойчивость поврежденного судна находятся в пределах, предусмотренных требованиями непотопляемости, то непотопляемость судна считается обеспеченной. В противном случае принимаются меры по повышению остойчивости и остойчивости при столкновении.

Требования непотопляемости

Для обеспечения непотопляемости недостаточно поддерживать положительную плавучесть. Судно должно идти без опрокидывания, в противном случае возможно затопление даже при положительной плавучести. Следовательно, требование непотопляемости заключается в сохранении остойчивости до полного истощения запаса плавучести. На практике это означает, что допускается некоторое снижение плавучести, если это позволяет поддерживать стабильность и пригодность.

Обратите внимание! В настоящее время большинство вопросов, связанных с загрузкой судна, расчетом посадки и остойчивости судна и т. п. могут быть автоматизированы с помощью персональных компьютеров при наличии соответствующих программ.

Средства обеспечения непотопляемости

Непотопляемость обеспечивается рядом мер:

  • Конструктивные. Принимаются при проектировании и строительстве, реже — изменения в процессе эксплуатации судна. Разделение внутреннего объема корпуса корабля на водонепроницаемые отсеки по вертикали (палубы) и по горизонтали (переборки); соединение отсеков на противоположных сторонах; устройство двойного дна и двойных бортов; установка дренажных и дренажных средств и др.
  • Организационные. Принимаются в процессе эксплуатации. Контроль уровня трюмных вод, состояния водонепроницаемых затворов, перепускных клапанов, шпигатов; контроль целостности корпуса и переборок, загрузки и расхода грузов, особенно наливных; поддержание готовности объектов БЗЖ.
  • Технические. Принимаются во время контроля повреждений, обычно в результате повреждения. Устранение крена и дифферента корабля за счет затопления отсеков, симметричных поврежденным (контрзатопление), восстановление остойчивости за счет перекачки жидких грузов из верхних отсеков в нижние отсеки и приема балласта в нижние отсеки; восстановление целостности корпуса и переборок (заделка отверстий); откачивание поступающей воды.

Непотопляемость и запас плавучести судна

Борьба за непотопляемость — действия экипажа судна, направленные на восстановление водонепроницаемости корпуса, его остойчивости и плавучести, а также приведение судна в положение, обеспечивающее эффективное поддержание других мореходных качеств (ходовой части, управляемости), а также обеспечение возможности использования средств навигации и обеспечение работы основных механизмов судна и т. д.

Основные элементы борьбы за непотопляемость:

  1. Противодействие распространению воды — действия, направленные на прекращение распространения воды по судну, восстановление и поддержание водонепроницаемости переборок, палуб и платформ, заделку отверстий, откачку фильтрационной воды в прилегающих помещениях;
  2. Восстановление остойчивости и спрямление поврежденного судна (ликвидация или уменьшение крена и дифферента).

Остойчивость судна:

Классификация затопленных судовых пространств

В зависимости от характера затопления различают пять основных категорий судовых помещений:

  • I категория — затопление помещений судна;
  • Категория II — частично затопленные судовые помещения без сообщения с забортной водой;
  • Категория III — частично затопленные помещения корабля, сообщающиеся с забортной водой и атмосферой (открытые вверху);
  • IV категория — частично затопленные судовые пространства, сообщающиеся с забортной водой, но не сообщающиеся с атмосферой (с воздушными подушками);
  • Категория V — затопление помещений судна (частично) по краю ямы или открытого забортного проема.
Категория затопления отсеков
Категория затопления отсеков

Обеспечение водостойчивости корпуса

Водонепроницаемость корпуса судна обеспечивается герметичностью внешней обшивки, второго днища, палуб, водонепроницаемых переборок, клапанных окон и механизмов закрытия подводных проемов.

Важно! Для своевременного выявления и устранения дефектов корпуса необходимо систематически проводить осмотр и проверку его технического состояния.

Для обеспечения водонепроницаемости корпуса корабля необходимо проверить:

  • по результатам внешнего осмотра герметичность наружной обшивки палуб, переборок, второго днища, трубопроводов в трюмах и исправность люковых крышек;
  • состояние мерных, воздуховодов и их заглушек, герметичность и надежность закрытия горловин, состояние шпигатов в твиндеке;
  • состояние деревянных изделий (доска пола, зашивка переборок, рыбины, футеровка тоннеля карданного вала, щит над трюмами и люки над горловиной);
  • состояние систем пожаротушения, датчиков пожарной сигнализации, устройств измерения температуры в трюмах;
  • исправность лестниц, ограждений на выступающих частях обшивок и т. д. и обеспечение подготовки трюмов к приему груза.

Все водонепроницаемые двери ниже палубы переборок должны оставаться закрытыми во время плавания, если только их не требуется временно открывать в связи с эксплуатацией судна; однако они всегда должны быть готовы к немедленному закрытию.

Непотопляемость и запас плавучести судна

Переливные (сливные) клинкеты и клапаны, установленные на водонепроницаемых переборках, втором днище, площадках, палубах, задвижки регулируемых переливных каналов, а также клапаны балластных и дренажных систем должны быть всегда закрыты, за исключением случаев, предусмотренных Информацией об аварийной посадке и остойчивости судна.

Перед выходом судна в рейс трюмные люки, иллюминаторы, двери, люки люков, каппы и другие отверстия на палубе и в бортах, ведущих к водонепроницаемому корпусу, должны быть надежно закрыты.

Во время плавания необходимо организовать постоянный контроль водонепроницаемости корпуса.

Для своевременного обнаружения притока воды в нормальных условиях эксплуатации необходимо регулярно измерять уровень жидкости во всех льялах (сточных колодцах), два раза в день на стоянке и один раз в смену в движении.

При плавании в ледовых условиях, когда требуется более частый контроль возможного попадания воды в корпус, измерения следует производить каждый раз после опасных ударов о лед.

В штормовых условиях плавания, когда невозможно произвести замеры, контрольную откачку воды из трюмных ям и выгребных ям следует проводить каждую вахту или чаще, в зависимости от конкретных обстоятельств плавания.

Сброс воды

Если работа на палубе опасна из-за затопления, во время проверки необходимо изменить курс и снизить скорость.

Небольшие протечки воды в надводной и подводной частях корпуса, которые могут привести к повреждению груза или оборудования помещений судна, должны быть устранены в кратчайшие сроки.

Герметизация повреждений подводной части корпуса, нанесенных экипажем судна во время рейса, по прибытии судна в первый порт, должна быть тщательно обследована с привлечением водолазов. При необходимости здесь следует произвести временный ремонт, чтобы обеспечить герметичность поврежденного отсека и безопасность судна для перехода в порт, где возможен ремонт и постановка в док.

Модератор

Главный редактор. Планирование и распределение обязанностей в команде контент-производства, работа с текстами

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Корабли и лодки, реки и моря
Добавить комментарий